Federal State Budgetary Institution
National Medical Research Radiological Center
of the Ministry of Health of the Russian Federation

Nuclear medicine in our country boasts quite a long history. Russia is a nuclear state with an extensive experience in the use of nuclear technologies in different fields. In 1954, the world’s first nuclear power station was put into operation in the town of Obninsk, near Moscow. The development of nuclear technologies in the late 1940ies - early 1950ies became the basis for the appearance of a new field of medicine, nuclear medicine, including the use of radionuclides for diagnostics and treatment. In 1958, Obninsk also saw the creation of the Institute of Medical Radiology of the Academy of Medical Sciences of the USSR. In the Cold War years, the nuclear industry was intensively used for military purposes. Up to the 1970ies the level of development of the nuclear medicine of Russia matched that of the USA, Japan and the developed European countries. Emphasis was also laid on the use of ionized radiation in research, industry, agriculture, medicine. Up to 1990, Russia accounted for up to 20% of worldwide experience in proton therapy. The 1986 Chernobyl nuclear power plant disaster dealt a major blow to the development of nuclear industry in our country. Even greater problems emerged after the breakup of the USSR and because of the painful restructuring of the economy and a series of different crises. By the early 21stcentury, Russia had been lagging most developed nations both in terms of the equipment quality and in the field of radiopharmaceutical drugs. Currently in Russia, it is almost impossible to perform hadron therapy.

Although about 50 thousand Russians are in need of nuclear medicine every year, the country has but two centres that can offer radio therapeutic treatment for patients with the diseases of thyroid gland, with one of these operating in Obninsk.

However, nuclear medicine has now entered another period of the Renaissance in Russia. We are witnessing a rapidly resurging interest in the use of nuclear technology in various fields of science and technology, above all in medicine.

A fresh impetus to this trend was given in 2010, following a meeting of the Presidential Modernization and Technological Development Commission in Obninsk, where nuclear medicine was singled out as a priority. The then President of the Russian Federation, Dmitry Medvedev, visited the MRRC RAMS as part of the Commission. The Head of State was briefed on some modern methods of radiation therapy, including neutron therapy. It was then that Obninsk researchers put forward their vision of a nuclear medicine center, based on radiotherapy methods, including the use of hadrons, specifically protons, neutrons, and carbon ions as well as the use of radiopharmaceuticals for diagnosis and treatment, especially cancer. These views were taken into account when decisions were made to set up the country's three nuclear medicine centers, namely in Dimitrovgrad, Obninsk and Tomsk. It was then that President D. Medvedev signed a decree providing for the creation of a powerful state research center of nuclear medicine on the basis of the scientific radiological center in Obninsk. An impressive 7.5 billion rubles were allocated for this purpose.

The Government is not ignoring the problem by investing heavily in the modernization of the industry. Visits by senior Russian leaders, including the President of the Russian Federation, to MRRC and other federal centers signal the seriousness and possible oncoming positive changes. A program has been launched to set up regional centers of nuclear medicine.

Obninsk is a unique city to solve problems relating to the development and organization of production of radiopharmaceuticals for diagnosis and treatment. The town hosts more than a dozen leading Russian agencies, engaged in both the production of medical isotopes and radiopharmaceuticals, and their clinical applications. These include, among others, the RF SRC Branch of the L. Karpov Physical and Chemical Institute; A. Leypunsky Institute for Physics and Power Engineering; A. Tsyb Medical Radiological Research Center, branch of FSBI National Medical Research Radiological Center of the Ministry of Health of Russia. The centres in question are unique scientific research institutions with a full range of required equipment and experts for design, radio-biological experiments, pre-clinical and clinical trials of radiopharmaceuticals, industrial organization of their release. The efforts by the researchers of the scientific institutions aim at the creation and organization of industrial production of a wide range of isotopes and radiopharmaceuticals for the diagnosis and treatment of various diseases, as well as the introduction of technologies for their use in clinical practice.

Furthermore, there is a number of small innovative companies to manufacture biologically active additives, substances and finished dosage forms («Mir-Pharm», «Bion», «Bioflavon», «Medbiopharm», «Gelenpol», and several others),many of which have international GMP certificate; There is also a plant of the Serbian concern «Hemofarm» to produce finished dosage forms.

A.Tsyb Medical Radiological Research Center has been reorganized by the Russian Ministry of Health and made part of the Joint National Center and has thus obtained fresh prospects for development, especially in dealing with the fight against cancer problems. Currently, the Department of Radionuclide Therapy of A. Tsyb Medical Radiological Research Center is one of the world's largest clinical facilities in terms of the use of radionuclides. Up to 70 patients receive radionuclide therapy here every week, which is more than 2,600 patients per year!

The reorganization of large internationally recognized authoritative institutions made it possible to combine research and clinical potential, providing domestic medicine with a broader scope of general problems, with an ability to plan fundamental research and clinical development, just as to exchange ideas, knowledge and experience more easily and efficiently.

As part of the joint centre, A. Tsyb MRRC has launched large-scale modernization. Our patients can see how we have improved the level and quality of scientific and medical components in the Centre clinic. Today, a new generation of equipment is coming to replace the outdated technology. We have been using conformal radiation therapy on increasingly greater scale, the therapy that unlike traditional radiation is based on the extensive treatment planning: impact on tumor conducted with minimal impact on the surrounding normal tissue. Hence, the main effect: a good result with a low probability of complications.

Of course, many are worried about prospects for the creation of a Nuclear Medicine Center based on A. Tsyb MRRC, the idea that we have promoted all along. Today we can say with confidence - it will be opened as part of a single center. We have already started efforts to perform the development and clinical introduction of new high-performance hadrons methods of diagnosis and therapy, to create a new generation of radiopharmaceuticals, to improve dosimetry methods for external and internal exposure. There are also plans to set up, jointly with the JSC Proton (Protvino), a modern complex on the basis of the proton accelerator.

Modern medicine requires fresh approaches, and since Russia has a sufficient number of experts, it is necessary to integrate at an early date all areas of nuclear medicine in the country, just as to think about ways to make this industry develop more energetically in the country. There is also a very good export potential for a variety of radiopharmaceuticals.

USEFUL RESOURCES
good_ref-8.png

ФГБУ "Национальный медицинский
исследовательский центр радиологии"
Министерства здравоохранения РФ

Ядерная медицина у нас в стране - это не веяние последних лет, а направление с немалой историей. Россия – ядерная держава с большим опытом использования ядерных технологий в различных сферах человеческой деятельности. В 1954 году начала работать первая в мире АЭС в Обнинске. Развитие ядерных технологий послужило основой для создания на рубеже 40–50-х годов новой области – ядерной медицины, включающей диагностическое и лечебное применение радионуклидов. Там же, в Обнинске, в 1958 г. создан Институт медицинской радиологии АМН СССР. В годы холодной войны интенсивно развивалось военное применение достижений ядерной отрасли. До 70-х годов уровень развития ядерной медицины в России соответствовал уровню США, Японии и развитых стран Европы. Необходимое внимание уделялось и использованию ионизирующего излучения в научных исследованиях, промышленности, сельском хозяйстве, медицине. При этом до 1990 г. 20% мирового опыта протонной терапии принадлежало именно России. Авария на Чернобыльской АЭС нанесла серьезный удар по развитию ядерной отрасли в нашей стране. Еще большие проблемы возникли после распада СССР, болезненной перестройки экономики и целой череды разного рода кризисов. И к началу 21 века наметилось отставание, как по части оборудования, так и по части создания радиофармпрепаратов. В настоящее время в России практически нет возможности проведения адронной терапии.

Хотя в применении радионуклидной диагностики в год нуждается около 50 тысяч россиян,  в стране всего два  отделения, в которых можно получить радиотерапевтическую помощь при заболеваниях щитовидной железы, одно из таких отделений работает в Обнинске.

Но сейчас наступило время ренессанса. Мы наблюдаем стремительно возрождающийся интерес к применению ядерных технологий в различных отраслях науки и техники, и особенно в медицине.

Новый импульс это направление получило в 2010 году, после проходившего в Обнинске заседания президентской Комиссии по модернизации и технологическому развитию, где ядерная медицина была обозначена приоритетным направлением. Тогда в рамках комиссии МРНЦ РАМН посетил президент РФ Дмитрий Медведев. Главу государства познакомили с современными методами лучевой терапии, включая, и нейтронную. И именно тогда, Обнинск представил свое видение центра ядерной медицины, который базируется на методах лучевой терапии, в том числе с использованием адронов - протонов, нейтронов и ионов углерода, а также применении радиофармацевтических препаратов в диагностике и лечении, прежде всего онкологических заболеваний, что было учтено при принятии решения о создании в стране трех центров ядерной медицины – в Димитровграде, Обнинске и Томске.   Именно тогда Президентом Медведевым Д.А. было подписано Постановление о создании на базе научного радиологического центра в Обнинске мощного государственного научного центра ядерной медицины, с выделением на эти цели около 7,5 миллиарда рублей.

Государство стоит лицом к проблеме. Вкладываются значительные средства в модернизацию отрасли. Визиты высших руководителей страны, включая Президента РФ, в МРНЦ и другие федеральные центры говорят о серьезности намерений и возможных скорых позитивных изменениях. Заработала программа по созданию в регионах центров ядерной медицины.

Для решения задач по разработке и организации производства радиофармпрепаратов для диагностики и лечения Обнинск является уникальным городом. Здесь находятся более десятка ведущих учреждений страны, занимающиеся как производством медицинских изотопов и РФП, так и их клиническим применением, среди которых ГНЦ РФ Филиал научно-исследовательского физико-химического института им. Л.Я. Карпова, ГНЦ РФ Физико-энергетический институт им. А.И. Лейпунского; Медицинский радиологический научный центр имени А.Ф. Цыба - филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский радиологический центр» Минздрава России, которые являются уникальными научно-исследовательскими учреждениями, имеющими полный комплекс необходимого оборудования и специалистов для разработки, радиобиологических экспериментов, доклинических и клинических испытаний РФП, организации промышленного их выпуска. Усилия ученых этих научных учреждений направлены на создание и организацию промышленного выпуска большого спектра изотопов и РФП для диагностики и лечения различных заболеваний, а также внедрения технологий их применения в клиническую практику.

Кроме того, здесь же, ряд профильных инновационных компаний по производству биологически активных добавок, субстанций и готовых лекарственных форм («Мир-Фарм», «Бион», «Биофлавон», «Медбиофарм», «Геленпол», и ряд других), многие из которых имеют международный сертификат GMP; Завод по производству готовых лекарственных форм сербского концерна «Хемофарм».,/p>

Да и сам Медицинский радиологический научный центр имени А.Ф. Цыба, который в результате реорганизации, проведенной Минздравом России, на правах равноправного филиала вошел в Объединенный Национальный Центр получил новые перспективы развития,  в первую очередь в решении проблем борьбы с раком.  В настоящее время отделение радионуклидной терапии МРНЦ им. А.Ф. Цыба является одним из крупнейших в мире клинических объектов по объему использования радионуклидов. До 70 больных получают здесь радионуклидную терапию еженедельно. Это более 2600 процедур в год!

Реорганизация крупных, признанных во всем мире авторитетных институтов позволило объединить научные и клинические потенциалы, что дает отечественной медицине возможность шире взглянуть на общие проблемы, планировать научные фундаментальные и клинические разработки,  проще и эффективнее обмениваться идеями, знаниями, опытом.

В рамках объединенного центра у МРНЦ им. А.Ф. Цыба появилась возможность провести масштабную модернизацию. Более того, она уже началась. Наши пациенты видят, как повысились уровень и качество научной и лечебной составляющих в клинике центра. Сегодня на смену устаревшей технике приходит оборудование нового поколения. Все шире применяются технологии конформной лучевой терапии, которые в отличие от традиционного облучения основаны на объемном планировании лечения: воздействие на опухоль ведется с минимальным влиянием на окружающие ее нормальные ткани. Отсюда главный эффект: хороший результат при низкой вероятности развития осложнений.

Конечно, многих волнуют перспективы создания на базе МРНЦ им. А.Ф. Цыба Центра ядерной медицины, идеологом которого мы выступали. Сегодня уже можно уверенно сказать — он будет открыт в рамках единого центра В этом направлении нами уже ведется разработка и клиническое внедрение новых высокоэффективных методов адронной диагностики и терапии, создается новое поколение РФП, улучшаются способы дозиметрии внешнего и внутреннего облучения. Совместно с ЗАО «Протон» (Протвино) планируется создание современного комплекса на основе ускорителя протонов.

Сейчас современная медицина требует нового подхода,  видно, что в России хватает опытных специалистов и сейчас необходимо в кратчайшие сроки интегрировать все направления ядерной медицины в стране, нужно подумать о том, чтобы эта отрасль стала более активно развиваться внутри страны, но есть и очень неплохой экспортный потенциал для целого ряда радиофармпрепаратов.

ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ
good_ref-8.png